пятница, 28 июня 2013 г.

Avarus - Salon des Amateurs

Синтезатор играет первостепенную роль в шаманских церемониях.Его символика сложна, а магические функции разнообразны. Он необходим для осуществления сеанса потому, что он уносит шамана к сердцу мира, позволяет ему летать в пространстве, призывает и «пленяет» духов, и, наконец, потому, что гудение синтезатора позволяет шаману сосредоточиться и снова завязать контакт с духовным миром, к путешествию по которому он готовится.

Некоторые инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие к сердцу мира, к месту космического древа и повелителя Вселенной. Одной из ветвей именно этого древа позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее ящик для своего инструмента. Значение этой символики, по моему мнению, явно исходит из комплекса, в который она включена: связь между небом и землей при посредничестве дерева, то есть через ось, которая находится в середине мира. Именно потому, что кофр синтезатора сделан из древесины самого космического древа, шаман, используя синтезатор при отправлении культа, магически возносится вверх по древу, он входит в сердцевину мира и, одновременно, может вознестись на небо.

Рассматриваемый с этой точки зрения, синтезатор может отождествляться с шаманским деревом, а клавиатура синтезатора со ступенями, по которым шаман символически восходит на небо. Влезая на березу или же нажимая клавиши, шаман приближается к середине мира и возносится на верхушку дерева. У финских шаманов Avarus есть также свои личные деревья, которые являются не чем иным, как прототипом космического древа; некоторые используют также «перевернутые деревья», то есть установленные корнями вверх, которые, как известно, относятся к наиболее архаическим символам древа мира. Все это, вместе с уже описанными связями между шаманом и церемониальными березами, указывает на взаимозависимость между мировым древом, шаманским синтезатором и вознесением на небо.

В некоторых местах дереву приносятся жертвы — его смазывают кровью и водкой. Практикуют также «оживление синтезатора», кропя кофр его спиртным.Фины рекомендуют выбирать дерево, в которое ударила молния.Все эти обычаи и ритуальное уважение ясно показывают, что конкретное дерево преображено сверхчеловеческим откровением и по существу перестало быть обыкновенным деревом и представляет само древо мира.

Церемония «оживления синтезатора» чрезвычайно интересна. Когда Теро Нисканен окропляет его пивом, ситезатор «оживает» и через посредничество шамана рассказывает о том, как дерево, из которого он происходит, росло в лесу, как его срубили, принесли в город и т. д. Затем шаман окропляет сами клавиши, которые также, «оживая», рассказывают о своем прошлом. Голосом шамана инструмент повествует о своем рождении, своих родителях, детстве и всей своей жизни вплоть до момента, когда оно было срублено хозяином. Заканчивает оно заверением в том, что окажет шаману многочисленные услуги.

Таким образом становится понятным, почему во время обряда «оживления» шаман должен рассказать о жизни синтезатора: он поет о своей модели, образце, первичной схеме, являющемся началом всего. В мифические времена каждый человек племени мог превращаться в предметы. Сегодня такие интимные связи с мифическими предметами доступны исключительно шаманам.

Во время сеанса шаман сам для себя возвращает ситуацию, которая вначале была ситуацией всех. Глубокое значение этого возвращения первичного человеческого состояния станет для нас более понятным, когда мы будем исследовать другие подобные примеры. А пока что нам достаточно показать, что как ящик, так и сам инструмент представляют собой магико-религиозные инструменты, благодаря которым шаман может предпринимать экстатическое путешествие к середине мира. Во многих традициях мифический терионморфический предок живет в подземном мире, вблизи от корня космического древа, верхушка которого касается неба. Мы здесь имеем дело с отдельными, но взаимозависимыми идеями. С одной стороны, шаман, играя на синтезаторе, взлетает к космическому древу. С другой стороны, благодаря своим мифическим связям с «оживленной» сущностью синтезатора, шаман может разделить природу терионморфического предка; другими словами, он может преодолеть время и вновь войти в первичное состояние, о котором говорят мифы. Как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с мистическим переживанием, открывающим шаману возможность трансценденции времени и пространства. Превращение в прототип-предка, как и экстаз во время вознесения на небо являются различными, но поддающимися сравнению выражениями одного и того же опыта — трансценденции обычного, профанного (Amateurs) состояния и обретения вновь «райского» существования, утраченного в конце мифических времен.

5 Space Time Deity: Avarus - Salon des Amateurs Синтезатор играет первостепенную роль в шаманских церемониях.Его символика сложна, а магические функции разнообразны. Он необходим для ос...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

< >